Почему в Финляндии кража велосипеда относительная редкость

Я прожил в Финляндии больше 8 лет и за это время у меня украли всего 2 велосипеда. Я считаю, что это мало, потому что (1) я по большей части храню велосипед прямо на улице возле дома, и (2) езжу на велосипеде почти каждый день - за 8 лет я наездил около 15-20 тысяч километров.

Когда я первый раз приехал в Финляндию, я сразу привез с собой свой велосипед, так как мне рассказали заранее о местных ценах на бензин и стоимости проезда в общественном транспорте. Велосипед у меня уже был, так как я любил на нем кататься еще до приезда в Финляндию. Причем у меня был хороший велосипед, который в начале 2000-х годов стоил больше 1000 Евро, что по тем временам было очень много. Так вот, когда я приехал в Финляндию, то я очень беспокоился о сохранности своего велосипеда, так как помимо велосипеда у меня в сущности ничего больше и не было (не считая автомобиля).

Первый день, когда я приехал на работу, я приехал на велосипеде и оставил его пристегнутым около дверей, где было еще несколько велосипедов. Мне сказали, чтобы я не волновался насчет сохранности своего «имущества». Но тем не менее после Питера и 90-х годов я чувствовал себя очень неуютно и ходил проверять на месте ли велосипед чуть ли не каждые полчаса. Потом постепенно я привык, что это нормально и меня удивляло, как это здорово, что вот так вот просто можно оставлять велосипед почти где угодно.

В первое время я считал, что причина, почему не крадут велосипеды (на самом деле, конечно, крадут, если не следовать элементарным средствам предосторожности) заключается в честности финнов. Однако, позже у меня появилась и вторая версия, объясняющая ситуацию. Говорю именно вторая, так первая, а именно честность и порядочность обычных финнов, не вызывает сомнений. Так вот, вторая причина по моему мнению — это отношение стоимости велосипеда к среднему доходу на человека.

Как я вам сказал, велосипед, который я привез с собой в Финляндию из Питера стоил 1000 Евро. Если учесть, что 1998 году моя месячная зарплата в России была 100 долларов, а в 2003 году 400, то стоимость моего велосипеда была 3-10 моих зарплат. Конечно, завладеть такой дорогой вещью — большой соблазн.

В то же время в Финляндии большая часть велосипедов — это просто старый хлам стоимостью 25-150 Евро (этот хлам тем не менее исправно ездит :) ). В Финляндии безработный получает пособие около 400-500 Евро и получается, что он на свои деньги может купить 3-10 велосипедов в месяц.


Центр города. Куча старых городских велосипедов около магазина

Обратите внимание на цифры из двух предыдущих параграфов: (1) мне надо было 3-10 зарплат, чтобы купить свой велосипед, а (2) в Финляндии безработный на пособие может купить 3-10 велосипедов. Конечно, мой велосипед ни в какой сравнение не шел с финским хламом, но смысл воровать велосипед в Финляндии резко уменьшился из-за отношения средний доход населения / стоимость среднего велосипеда.


Неплохой велосипед в Финляндии стоит от 100 Евро

Недавно я провел опыт. Я отдыхал на Черном море в деревне в районе города Анапы. У нас в гараже был не нужный велосипед. Велосипед был не нужный, так как был старый, без переключения передач и не внушающими доверия тормозами. У велосипеда спускало одно колесо, но в остальном он был на ходу и вполне подходил для езды по деревне. В общем это был типичный для Финляндии старый ситибайк. Так как велосипед был не нужен, то я решил провести эксперимент и бросил его около ворот дома «не пристёгнутым». К моему удивлению велосипед пролежал до вечера, хотя в деревне было полным полно отдыхающих - разгар сезона на море. Я не стал забирать велосипед на ночь и оставил его валяться. С утра я был удивлен еще больше — велосипед лежал на месте! В конце концов велосипед пролежал у ворот несколько дней и я его забрал обратно и отдал знакомому.


Кто захочет завладеть этим хламом?

Какой же можно сделать вывод из этой истории? А вывод простой. Если доходы населения растут, то смысл мелких краж пропадает независимо от честности или склонности людей к воровству.


Такую рухлядь могли бы и не пристегивать...

В Финляндии безработный получает пособие около 500 Евро. Средняя зарплата на руки около 2000 Евро. Старый городской велосипед, какие преобладают на улицах, стоит всего 20-70 Евро. Вы можете посчитать как часто вам надо красть и продавать велосипеды, чтобы «заработать» себе на жизнь. Надо помнить, что если будешь красть каждый день, то рано или поздно тебя поймают и смысл всей твой деятельности вообще станет сомнительным (например, тебя заставят заплатить штраф).

Даже если рассмотреть в качестве жертвы велосипеды подороже стоимостью 300-400 Евро за новый в магазине, то продать такой велосипед больше чем за 200 Евро сложно. И опять же, вы подумаете стоит ли рисковать и красть 5 велосипедов в месяц, чтобы заработать 1000 Евро? Украсть же дорогой велосипед (за 1000 Евро) — сложней и потом еще надо суметь регулярно сбывать такой товар. Большинство же населения Финляндии проживают в небольших городах с низкой численностью населения, где это затруднительно. И опять вы подумаете и скорей всего решите, что проще пойти учиться и работать.

Мне кажется у нас в стране происходит примерно тоже самое. Велосипед — это больше не роскошь, и с ростом доходов населения смысл красть недорогой велосипед пропадает сам собой.

Смотрите нашу передачу про финский велосипед, который никто не хочет красть:

Узнайте также больше почему финны много ездят на велосипедах и как обезопасить себя от кражи велосипеда в Финляндии.

»